На минувшей неделе сорвалась одна из крупнейших сделок в мировом бизнесе за весь год — американской Nvidia отказали в приобретении британского разработчика архитектуры для процессоров ARM. Сумма покупки, которая не состоялась, должна была составить $66 млрд. Сделка отклонили из-за того, что регуляторы нескольких стран забили тревогу, опасаясь возникновения монополии.
Так уж исторически сложилось, что в мире существует всего два вида архитектуры процессоров — x86 от американской Intel и ARM от одноименной английской компании, которые поделили весь мир компьютеров на «сферы влияния». На x86 работают стационарные компьютеры и ноутбуки самых разных видов. Это касается как процессоров самой Intel, так и ее главного конкурента AMD. В то время как архитектура ARM больше используется для микропроцессоров в смартфонах, и ей также пользуются десятки компаний. 90% современных мобильных гаджетов работают именно на ARM-процессорах.
В 2020 году ситуация несколько начала меняться и компания Apple решила использовать вместо продукции Intel собственные процессоры Apple Silicon на базе ARM. Таким образом, британская компания сделала еще один шаг к монопольному положению в мире. В 2016 году ARM была приобретена японским конгломератом SoftBank. Сумма сделки составила $30 млрд, и это были самые большие деньги, когда-либо выплаченные за европейскую технологическую корпорацию. SoftBank рассчитывала, что разработки ARM помогут корпорации в продвижении своей версии «интернета вещей». Однако выгодным это приобретение назвать сложно. В 2020 году выяснилось, что принадлежащие компании фонды понесли убыток в $18 млрд по своим инвестициям. Соотношение цены акций к прибыли сейчас составляет у SoftBank 3:1, тогда как нормальным показателем на фондовом рынке считается 20–25:1, а у технологических компаний это соотношение может достигать 80:1 и даже выше.
К концу 2020 года SoftBank начал большую распродажу и стартовали переговоры о продаже ARM. Перспективным покупателем оказалась американская корпорация Nvidia.
Интересно, что на момент покупки ARM в 2016 году рыночная капитализация Nvidia и Softbank была приблизительно одинаковой. Но за 6 лет ситуация изменилась не в пользу японцев. Американцы невероятно выиграли от пандемии и возросшего интереса к криптовалюте. Спрос на продукцию Nvidia вырос настолько сильно, что возник ее дефицит. Видеокарты сейчас продаются по невероятно высоким ценам, в 2–3 раза выше номинала, что позволило компании увеличить свою выручку почти в 3 раза за последние годы. Улучшение финансовых позиций стало предпосылкой для расширения.
Покупка ARM позволила бы крупнейшему производителю (наряду со всё той же AMD) графических процессоров создать свою собственную экосистему. Но регуляторы вскоре забили тревогу, причем единодушие одновременно проявили антимонопольные органы США, ЕС и Великобритании. Для британцев покупка на фоне Brexit вообще стала довольно болезненной темой. Остальные же просто боятся, что образовавшаяся на рынке монополия может взвинтить цены, тем самым подрубив всю индустрию смартфонов.
В итоге после нескольких месяцев обсуждений Nvidia и Softbank остановили сделку. Кто от этого решения понёс большие убытки – вопрос открытый. С одной стороны, Nvidia должна будет выплатить японцам неустойку в размере $1,25 млрд. С другой, для SoftBank это cрыв планов финансовой стабилизации.